Педагогика достоинства: саморефлексия 25-летней деятельности Хабаровского ППМС-центра

27 Февраля 2018 23:59



 

В Хабаровском краевом центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи состоялось заседание педагогического совета «Педагогика достоинства: саморефлексия 25-летней профессиональной деятельности по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с девиантно-криминальным поведением».

В качестве экспертов на педсовете работали представители бизнес-сообщества (О.В. Баранова, генеральный директор ООО «Центр оценки и продажи недвижимости»), попечительского совета (М.А. Приходкин), и учредителя (О.Л. Чжан, главный специалист министерства образования и науки Хабаровского края). Заседание проходило в течение двух дней.

 

День первый: негатив и противоречия

 

Педагогический совет проходил в форме продуктивной игры. Участники были разделены на 4 группы: «Педагоги» (координатор Петлеванная Е.В., учитель математики, аналитик Подволочкина Ю.В., учитель английского языка); «Дети» (координатор Примакова О.Н., заместитель директора по воспитательной работе, аналитик Макаревич Е.В., учитель русского языка и литературы); «Родители» (координатор Гайнутдинова О.В., учитель истории, аналитик Шилова Е.В., педагог-психолог); «Управленцы» (координатор Подволочкина М.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, аналитик Селезнева Т.В., педагог-психолог).

На первом этапе педагогического совета в каждой группе с позиции ее тематики выявлялись причины, сдерживающие эффективность деятельности Центра и формулировалась проблема. По итогам работы в группах на педсовете выступили Негашева Т.А., учитель русского языка и литературы; Галенко Л.А., воспитатель; Заволодько В.В., педагог-библиотекарь, учитель географии; Примакова О.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.

К причинам, сдерживающим эффективность деятельности Центра, участники педсовета отнесли:

- недостаточность нормативно-правовой, методической базы;

- недостаточность материально-технической базы, в том числе помещений;

- большая загруженность педагогов, в том числе из-за избыточности документации;

- сложные детско-родительские отношения в семьях воспитанников;

- отдаленность Центра от места проживания обучающихся;

- недостаточная компетентность специалистов;

- эмоциональное выгорание сотрудников;

- частые проверки;

- низкий образовательный уровень поступающих в Центр несовершеннолетних;

- недостаточное понимание миссии Центра образовательными организациями;

- влияние подростковой криминальной субкультуры на взаимоотношения между обучающимися.

Группами были сформулированы проблемы в форме противоречий:

«Дети»: Противоречие между необходимостью для ребенка быть успешным в обществе и низким уровнем его социальной адаптации;

«Родители»: Противоречие между желанием родителей воспитать социально адаптированного ребенка и недостаточностью их ресурсов;

«Педагоги»: Противоречие между деятельностью Центра в статусе инновационной площадки и недостаточной компетентностью педагогов;

«Управленцы»: Противоречие между работой Центра в системе образования и выходом его деятельности за институциональные рамки.

На педсовете было представлено творческое осмысление групп негатива и проблем в форме мини-спектаклей по мотивам сказок «Колобок» и «Теремок».

По итогам первого дня работы педсовета выступили аналитики групп.

 

День второй: позитив, конструктив и система ценностей

 

На втором этапе педсовета в каждой группе с позиции ее тематики выявлялись причины и ресурсы повышения эффективности деятельности Центра, а также пути решения поставленных проблем.

По итогам работы в группах на педсовете выступили: Подволочкина М.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Негашева Т.А., учитель русского языка и литературы, Гайнутдинова О.В., учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.

К причинам, способствующим повышению эффективности деятельности Центра, участники педагогического совета отнесли:

- доброжелательные, доверительные, помогающие взаимоотношения между педагогами и учащимися, принятие педагогами каждого ребенка;

- работа Центра в режиме полного дня;

- социализурующая детей деятельность, в том интерната при Центре;

- создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни; для приобретения трудовых навыков и профессиональной подготовки; для повышения учебной мотивации;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- система коллективных творческих дел, активная внеклассная и внеурочная деятельность;

- приобщение детей к национальной культуре и национальным традициям;

- включение воспитанников в социальные проекты, забота о нуждающихся;

- деятельность Центр в статусе Федеральной инновационной площадки;

- проведение курсов повышения квалификации на базе Центра и стажировки в различных регионах России и за рубежом;

- готовность педагогического коллектива Центра к инновациям, диссеминация опыта на популярных педагогических вебсайтах России, научных конференциях, семинарах, всероссийских конкурсах, олимпиадах, разработка методических пособий, научных статей, программ, создание личных сайтов;

- глубокие педагогические советы, содержательные методические объединения;

- привлечение научных сотрудников и ведущих специалистов к обучению коллектива.

Группа «Управленцы» представила свое видение извлечения позитива из негатива и выработки конструктивных решений:

Частые проверки

ПОЗИТИВ

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Получение новых знаний, развитие критичного отношения к себе, рефлексии.

 

Частичное делегирование полномочий руководителя подразделения опытным педагогам (с дополнительным стимулированием сотрудников)

Содействие исправлению ошибок, мобилизации, повышению компетентности

 

Стандартные формы отчетов для всех образовательных учреждений, не учитывающие особенности деятельности Центра

ПОЗИТИВ

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Поиск новых форм представления информации о качестве работы Центра

Разработка критериев оценки качества работы Центра

 

Недостаток нормативно-правовой, методической базы

ПОЗИТИВ

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Стимулирование развития нормотворческой и научно-методической деятельности

Разработка новых локальных актов, положений, авторских программ, методических пособий, статей

 

Особое требование к педагогическим кадрам

ПОЗИТИВ

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Расширение сотрудничества со структурами, способствующими формированию разносторонних компетенций педагогов

1. Расширение форм взаимодействия между структурными подразделениями Центра (взаимопосещения, интеграция форм проведения уроков и занятий)

2. Изучение потребности педагогов в организации корпоративного обучения

на добровольной основе, с привлечением собственных ресурсов и специалистов из других структур.

В Центре остаются кадры, обладающие особыми нравственными качествами (толерантность, эмпатия), профессионально умеющие и желающие помочь ребенку с отклонением в поведении

 

Недостаточное понимание миссии Центра образовательными организациями

ПОЗИТИВ

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Развитие критичного отношения к себе, рефлексии

1. Представление опыта работы Центра на различных уровнях (СМИ, телевидении, конференциях, семинарах, на совещаниях в КДН, ПДН, курсах повышения квалификации; использование интернет-площадок.

2. Разработка проекта создания агитбригад для выступлений на социальных площадках, работающих с подростками.

Стимулирование к поиску новых форм взаимодействия с образовательными организациями и представления результатов деятельности Центра

 

Среди предложений по решению поставленных проблем участниками педсовета были названы:

- проведение практикумов по новейшим ИКТ технологиям, семинаров по дидактике (работа с детьми с ОВЗ), стажировок в России и за рубежом;

- проведение интегрированных уроков со службой психолого-медико-социального сопровождения, мастерами производственного обучения; использование технологии уроков с привлечением учащихся в качестве наставников одной и различной возрастной категорий;

- оснащение нового здания Центра современным мультимедийным оборудованием;

- введение в Центре должности тьютора;

- совершенствование и активизация проектной деятельности, внедрение экскурсионно-образовательного проекта «Живой урок»;

- установка интерактивного информационного стенда об опыте и истории Центра (видеоуроки, мероприятия, ключевые дела, выступления на педагогических советах, на курсах повышения квалификации, стажировки, «Семейный альбом»).

Группами было представлено творческое осмысление позитива и конструктива мини-спектаклями по мотивам сказок «Гадкий утенок» и «Золушка».

По итогам второго дня педсовета на заседании выступили аналитики групп, которые зафиксировали ценности коллектива Центра:

- гуманизм и сотрудничество с детьми;

- ценность приобретения опыта, его переработки и продуктивного использования для саморазвития;

- ценность позитивного мышления (интернальный локус-контроль, все зависит от нас);

- ценность спасения человеческой жизни (неравнодушие к судьбам детей, спасение от необратимых поступков);

- ценность необходимости, постоянного познания, обучения (нет готовых учебников по работе);

- ценность взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи;

- ценность нравственности личности педагога;

- духовное развитие, развитие личности ребенка, материальные ценности, ценность семьи.

- саморазвитие и самосовершенствование;

- ориентированность на воспитание и развитие личностных качеств ребенка;

- готовность работать творчески, использовать и создавать эффективные методики в обучении и воспитании, а так же постоянно учиться, чтобы идти в ногу со временем.

 

Мнение экспертов

 

В завершении заседания выступили эксперты.

О.В. Баранова, генеральный директор ООО «Центр оценки и продажи недвижимости», высказала мнение, что получила колоссальное удовольствие от происходящего. Был проявлен высокий профессионализм, несмотря на то, что звучали высказывания о том, что компетенции специалистов Центра недостаточны. Самое главное, считает эксперт, что каждый несет человеческие ценности, которые видны в каждом сотруднике Центра. Именно эти ценности очень нужны не только детям в Центре, но и всем людям. Именно эти качества, ценности и помогут решить поставленные задачи. Задачи очень сложные, амбициозные, учитывая направление, в котором работает Центр. Эксперт высказала уверенность, что все поставленные задачи будут решены, так как коллектив показал понимание рисков, специфики деятельности, знание методик и технологий. Так и в бизнесе ищутся пути выхода из сложившихся ситуаций, сильные и слабые стороны, но в бизнесе это не так важно, по сравнению с миссией, которая стоит перед Центром. Эксперт обратила внимание на задачи, которые ставили «Управленцы». Отметила предложение разрабатывать методические инструкции, методическую документацию, с помощью которой можно совершенствовать учебный процесс, которые помогут работать, как уникальному Центру, и транслировать свои наработки в другие образовательные организации. Нужно пытаться «стандартизировать» деятельность, если это возможно в педагогике. В бизнесе над этим работают постоянно, жизнь меняется, и постоянно вносятся изменения, корректировки в различные инструкции, методические рекомендации по адаптации новых работников. Это такой живой документ, помогающий быстрее адаптировать вновь приходящих людей. Вопросы, связанные с решением каких-то нестандартных ситуаций, быстрее снимаются, когда есть методические рекомендации, пути выхода из них. Если что-то не прописано, корректируется, вносятся новые пути решения, согласно ситуации, это помогает ускорить решение проблем, сложных моментов. Эксперт считает, что коллективу нужно о себе более громко заявлять. Может быть, есть смысл, сделать какой-то отдельный проект, как использовать информационные источники, чтобы заявить о себе. Отметила, что в Центре создан очень мощный сильный коллектив и выразила уверенность в успехе.

О.Л. Чжан, главный специалист министерства образования и науки Хабаровского края, услышала задачу, которая была поставлена перед сектором коррекционного образования. Предложила организовать на мартовских каникулах мастер-классы по методике работы с детьми с ОВЗ. Высоко оценила извлечение позитива из негатива и выработку конструктивных решений. Отметила, что в Центре работают думающие, творческие и открытые люди.

 

М.А. Приходкин, член попечительского совета, подчеркнул, что с каждым посещением Центра убеждается, что коллектив «живой», не стоит на месте, постоянно ставит новые задачи и выполняет их. Очень приятно видеть работу Центра, слышать благодарности от выпускников и родителей. Проинформировал о деятельности возглавляемого первым заместителем Мэра г. Хабаровска В.Ф. Лебедой попечительского совета, который не остается в стороне от социальных проблем, и в силу своих возможностей помогает решать все вопросы, касающиеся и финансирования, и управленческих решений. В 2017 году был сделан проект блока Б (II очередь строительства), пройдена государственная экспертиза. В настоящее время завершается изготовление рабочей документации, после чего будет объявлен тендер на строительство. Передача Центру Блока А планируется на конец марта 2018 г.



все новости






Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.