Санкт-Петербургская школа "Унисон" - читаем петербургские тексты...

07 Февраля 2017 12:27

"27 января мы с учащимися говорили о блокаде Ленинграда. Мне, как учителю, труднее всего было решить, что именно рассказать о событиях блокадного времени, чтобы дети услышали не столько о смертном ужасе, сколько о мужестве и воле к жизни. Я рассказала о том, как работали ленинградские детские сады и школы, о том, что делали учителя и воспитатели для того, чтобы уберечь своих воспитанников, поддерживать в них жизненные силы. И еще о том, как дети служили опорой взрослым, работая ли рядом с ними, помогая ли в неподъемно трудном быту, воодушевляя ли письмами и выступлениями или просто оставаясь теми, ради кого взрослым непременно нужно выжить. Кажется, больше всего ребят поразило то, что ребенок в самом деле может многое сделать для взрослого, да и вообще может сделать гораздо больше, чем кажется.

А потом мы с ребятами 1-6 классов прошли по набережной Фонтанки и Невскому проспекту, пытаясь представить, как эти места выглядели в блокаду. Подошли к коням Клодта и рассмотрели едва заметные следы от осколков снарядов на отреставрированных постаментах. Ребят потрясло, как этих следов много. Когда мы подошли положить цветы к постаменту, на котором сохранены рытвины от осколков, самый старший мальчик дотронулся до гранита и сказал: «Это же как шрамы!».

Потом мы подошли к блокадной проруби. Ребята слушали о том, как ленинградцы в самую страшную зиму добывали воду. Самый главный вопрос от ребят был о том, как мог совершать такую работу каждый человек, в отсутствии, например, службы доставки. На льду лежало много цветов, и, когда учителя напомнили о том, что сейчас на лед сходить опасно, девочки изумились: «А как же воду брали весной, когда лед был уже тонким?!»… Потом мы еще постояли у блокадного репродуктора. Оказывается, у многих ребят уже давно был вопрос, для чего голодные, замерзающие люди из последних сил приходили именно сюда, почему то, что они здесь слышали, давало силы жить. Уже из окна автобуса посмотрели на табличку «Граждане! При артобстреле…».

После этого разговора с ребятами я думаю о том, что вовсе не обесценен у них подвиг блокадного Ленинграда. Дети очень серьезно воспринимают эту тему, задаются вопросами и задают их вслух. Просто им не вообразить вживую быт того времени, а значит, не представить себя на месте своих прапрабабушек и прапрадедушек, и история семьи постепенно переходит в легенду о подвиге далеких предков. Но от этого она не менее глубоко переживается."

 

Янит Жестяникова, учитель начальных классов.



все новости






Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.