
|
Типовая модель Федеральной инновационной площадки (ФИП) с учетом целей и задач ФЦПРО на 2016-2020 гг. Введение Настоящая Типовая модель определяет общие механизмы создания и деятельности федеральных инновационных площадок, являющихся частью инновационной структуры в системе образования Российской Федерации. Типовая модель разработана на основе следующих документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 20; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №611 от 23 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1819 от 26 мая 2011 г. «О присвоении статуса федеральной инновационной площадки»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №273 от 10 апреля 2012 г. «О статусе федеральной инновационной площадки»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №340 от 4 июня 2013 г. «О статусе федеральной инновационной площадки»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1425 от 30.12.2013г. «О федеральных инновационных площадках»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №395 от 22.04.2014 г. «О федеральных инновационных площадках»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №780 от 23.07.2014 г. «О федеральных инновационных площадках»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1600 от 19 декабря 2014 г. «О Федеральных инновационных площадках»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1100 от 02.10.2015 г. «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1563 от 30.12.2015 г. «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №402 от 13.04.2016 г. «Приказ о федеральных инновационных площадках». I Цели создания и основные направления деятельности федеральных инновационных площадок 1. Федеральными инновационными площадками, в соответствии со ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационные проекты и программы федеральных инновационных площадок должны быть ориентированы на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. 2. Целью создания федеральных инновационных площадок в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. 3. Основными направлениями деятельности федеральных инновационных площадок с учётом целей и задач Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы являются: 1) разработка, апробация и (или) внедрение: - новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора; - новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании; - современных востребованных образовательных программ дополнительного образования; - механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы; - методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий; - новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций, механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ; - новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий; - новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей; - новых механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием; - новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций; 2) создание условий для развития современной образовательной среды, использования учебного и лабораторного оборудования; совершенствование инфраструктуры образования, формирование новой технологической среды общего образования; 3) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. 4. Федеральные инновационные площадки могут осуществлять деятельность в сфере образования по одному или нескольким перспективным направлениям, как в рамках проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Министерства), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным образовательными организациями инновационным образовательным проектам (программам), если последние имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования. II Ресурсное обеспечение деятельности федеральных инновационных площадок 2.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности федеральной инновационной площадки 1. Статус федеральной инновационной площадки может быть присвоен образовательным организациям вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности и подчиненности, их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в сфере образования. 2. Присвоение статуса федеральной инновационной площадки не влечет за собой изменения статуса организации. 2.2 Материально-техническое обеспечение деятельности федеральной инновационной площадки 1. Присвоение статуса федеральной инновационной площадки не влечет за собой выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом Уполномоченным органом государственной власти может быть рассмотрен вопрос о целевом финансировании приоритетных направлений инновационной деятельности в рамках размещения заказов для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своей компетенции оказывают содействие деятельности федеральных инновационных площадок, создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике, сетевом взаимодействии образовательных организаций, работающих по направлениям инновационной деятельности в сфере образования. 2.3 Кадровое обеспечение деятельности федеральной инновационной площадки 1. Для реализации инновационного проекта (программы) федеральная инновационная площадка (ФИП) привлекает как сотрудников самой организации, наделённой статусом ФИП, так и сотрудников иных организаций и их объединений, а также (при необходимости) – научных консультантов из числа федеральных или региональных экспертов, преподавателей высшей школы и научных работников. 2. Участие в реализации инновационного образовательного проекта (программы) учитывается при установлении стимулирующих выплат к должностному окладу работников организаций, которым присвоен статус ФИП. 1. С целью научно-методического, программного и информационно-ресурсного обеспечения деятельности ФИП Экспертная организация, сопровождающая сеть федеральных инновационных площадок, создает специальный сайт в сети интернет, на котором размещает методические рекомендации по разработке инновационных проектов и программ, по заполнению заявки на присуждение статуса ФИП, по заполнению отчётной документации о реализации проектов (программ), другие методические материалы, а также сами проекты (программы) и ежегодные отчеты о их реализации всех действующих ФИП. 2. Экспертная организация обеспечивает информационное сопровождение проектов (программ) ФИП посредством публикаций на специальном сайте в сети интернет информации о событиях, проводимых ФИП, о новостях ФИП при условии предоставления такой информации самими организациями, имеющими статус ФИП. III Управление деятельностью сети федеральных инновационных площадок 1. Управление деятельностью сети федеральных инновационных площадок осуществляет специально созданный Министерством орган – Координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее –координационный совет). В координационный совет входят представители Министерства и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. 2. Координационный совет: - готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности федеральных инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а также по использованию результатов деятельности федеральных инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; - информирует общественность о реализуемых федеральными инновационными площадками инновационных проектах (программах); - представляет Министерству предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок; - рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками; - готовит аналитические материалы для руководства Министерства об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры. большинством голосов присутствующих на заседании. IV Порядок присвоения и прекращения действия статуса федеральной инновационной площадки 1. Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Министерством на основе предложений координационного совета. Координационный совет формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов (программ). 2. Для признания организации федеральной инновационной площадкой организацией-соискателем в координационный орган не позднее 1 сентября подается заявка, которая должна содержать: - наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя; - цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования; - программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы); - календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов); - обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы); - решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы); - предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости); - обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения. 3. Заявки, поступившие в координационный совет, направляются на экспертизу. Экспертиза осуществляется организацией, определяемой Министерством на конкурсной основе в соответствии законодательством Российской Федерации (далее - Экспертная организация). 4. Экспертная организация осуществляет: - проведение экспертизы заявок; - представление заключений в координационный орган о результатах экспертизы заявок; - проведение экспертизы ежегодных отчетов о реализации проекта (программы) федеральных инновационных площадок; - формирование и ведение банков данных о деятельности федеральных инновационных площадок. 5. Для проведения экспертизы создаются экспертные группы, состав которых утверждается распорядительным актом организации. К проведению экспертизы могут быть привлечены ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам образования; советы ректоров высших учебных заведений, директоров образовательных организаций общего и среднего профессионального образования; профессиональные объединения работодателей и другие общественные организации. 6. Предметом экспертизы являются: - соответствие представленного проекта (программы) приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - оценка значимости представленного проекта (программы) для развития системы образования Российской Федерации; - оценка качества подготовки заявки, полноты и достоверности представленных сведений и уровня готовности соискателя к реализации проекта (программы). 7. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы заявок, направляются Экспертной организацией в координационный орган не позднее 1 декабря. 8. Координационный орган рассматривает представленные Экспертной организацией заключения и представляет в Министерство предложения о признании организаций-соискателей федеральными инновационными площадками. 9. Министерство устанавливает перечень федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру. Повторное представление заявки на признание федеральной инновационной площадкой осуществляется не ранее чем через год. 10. Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы). По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению координационного совета Министерством принимается одно из следующих решений: - о прекращении деятельности федеральной инновационной площадки; - о продлении деятельности федеральной инновационной площадки. 11. Деятельность федеральной инновационной площадки прекращается досрочно в случаях: - получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы); - нарушения организацией, которая признана федеральной инновационной площадкой, законодательства Российской Федерации при реализации проекта (программы); - непредставления или несвоевременного представления ежегодного отчета о реализации проекта (программы). 12. Вопрос о досрочном прекращении деятельности федеральной инновационной площадки рассматривается координационным советом. По результатам рассмотрения координационный совет представляет Министерству соответствующие предложения. V Система управления деятельностью федеральной инновационной площадки 5.1. Особенности управления, ориентированного на поставленные цели и задачи 1. Федеральные инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагаемой к заявке программой реализации проекта (программы) и заявленными целями и задачами проекта (программы). 2. Федеральные инновационные площадки в рамках проекта (программы): - планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов; - осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы); - организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы). 3. Федеральные инновационные площадки: - реализуют утвержденный проект (программу) в установленные сроки; - обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса; - своевременно информируют Министерство о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ. 4. Федеральные инновационные площадки ежегодно в срок до 10 сентября года, следующего за отчетным периодом, представляют письменные отчеты о реализации проекта (программы). Отчеты федеральных инновационных площадок о реализации проекта (программы) направляются в Экспертную организацию на экспертизу, по результатам проведения которой в координационный совет представляется заключение о значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования в массовой практике. 1. Для описания механизмов планирования и контроля в рамках данной типовой модели предлагается использовать инструмент «Цикл СПРУКАР», описывающий процесс управления как циклическое повторение следующих типовых этапов: Сбор информации – Планирование – Реализация – Учет – Контроль – Анализ – Регулирование. 2. Объектами мониторинга внутренней системы оценки качества проекта (программы) являются основные бизнес-процессы: - проведение прикладных исследований и разработка уникального продукта; - проектирование и предоставление образовательных услуг на основе разработанного продукта. 3. Основными показателями и индикаторами эффективности деятельности федеральной инновационной площадки могут служить: I. Показатели по процессу «Проведение прикладных исследований и разработка уникального продукта»: 1) реализация графика проекта (программы) в полном объеме в соответствии с целями и задачами проекта (программы); 2) разработка полного перечня продуктов, анонсированных в заявке; 3) соответствие полученных результатов заявке; 4) адекватность продуктов проекта (проекта) государственным приоритетам в сфере образования; 5) актуальность продуктов на текущий момент; 6) разработанность продуктов в достаточной степени; 7) готовность разработанных продуктов к широкому применению; 8) инновационность разработанных продуктов; 9) наличие отчетной документации всех участников реализации проекта (программы); 10) наличие прогноза дальнейшего развития проекта (программы); 11) адекватность описания достигнутых результатов содержанию реализованной проектной деятельности; 12) адекватность описания внешних эффектов содержанию проектной деятельности; 13) экономическая устойчивость проекта (программы); 14) наличие в системе распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников организации критериев, связанных с участием в реализации проекта (программы); 15) наличие механизмов построения сетевого взаимодействия с другими субъектами образовательной политики; 16) наличие системы информационного сопровождения программы (проекта) (наличие информации на сайте организации, на других сайтах, в СМИ). II. Показатели по процессу «Проектирование и предоставление образовательных услуг на основе разработанного продукта»: 1) наличие изменений в основной образовательной программе (ООП) по результатам реализации проекта (программы); 2) наличие изменений в среде и инфраструктуре образовательной организации по результатам реализации проекта (программы); 3) совершенствование фондов оценочных средств и технологий оценивания; 4) динамика квалификационного и компетентностного уровня педагогов, участвующих в реализации проекта (программы); 5) удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством оказанных образовательных услуг (определяется посредством проведения социологических опросов).
|