Мастер-классы




Практическую часть семинара открыло обсуждение кейсов образовательных организаций региона, имеющих статус ФИП.

Ирина Бронникова, заместитель директора лицея №9 «Лидер» г. Красноярска, рассказала об инновационной деятельности школы, которая ведет свою историю с начала 90-х годов. Первый проект позволил объединить в комплекс три разных учреждения: детский сад, общеобразовательную школу и центр дополнительного образования. Объединенные ресурсы позволили организации развивать инновации, причем сначала акцент делался на дополнительное образование. В основе инновационной деятельности школы было и остается определенное видение: формирование ответственного выбора, инициативности учеников как главная ценность и задача. С годами в школе были разработаны различные программы повышения квалификации, методические материалы.

В какой-то момент стало очевидно, что уклад и организационные процессы школы требуют иного педагога, иного подхода к педагогической работе. К примеру, в лицее нет традиционной отметочной системы – вместо оценок ученики получают развернутые комментарии педагога, а в конце каждой четверти проходят аттестацию. Атмосфера школы лишена конкурентности, в образовательном процессе активно применяются образовательные игры, которые являются собственной разработкой лицея, тщательно продумываются и постоянно совершенствуются. Такие игры, помимо прочего, являются прекрасным мониторинговым событием, позволяющим оценить сформированность тех или иных компетенций.

Развивающаяся линия работы в лицее – работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. По этому направлению на базе лицея уже неоднократно проходили конференции, форумы, выпущено методическое пособие.

Образовательные результаты в образовательных программах лицея – те компетенции, которые востребованы работодателями. Эти же требования предъявляются к педагогам. Проект по подготовке к профессиям будущего был реализован при участии выпускников школы. Несколько учеников еще в школе готовились к поступлению в педагогический вуз, а, став студентами, были приняты в школу уже на работу. Сейчас они включаются во все виды деятельности. Они являются игроразработчиками, владеют инструментами мониторинга межпредметных компетенций, включаются в разработку и проведение событий, проводят некоторые занятия с детьми. Вероятно, учитель в традиционном понимании через несколько лет перестанет существовать – сейчас нужны специалисты по построению индивидуальных образовательных траекторий, модераторы площадок дистанционного обучения, игроразработчики и др. И именно эти молодые люди будут наилучшим образом подготовлены к такой деятельности.

Статус ФИП позволяет педагогическому коллективу школы занять экспертную позицию, оформляя и отчуждая продукты своей деятельности, педагоги развиваются. Кроме того, документальное оформление инновационного опыта школы дает возможность участвовать в конкурсах с грантовой поддержкой.

Елена Гончарова, начальник управления по работе с абитуриентами Алтайского государственного университета (г. Барнаул), рассказала об университетских проектах по работе со школьниками. Мощная конкуренция региональных вузов, отток абитуриентов в европейскую часть страны заставляет университет искать инновационные способы работы с этой аудиторией. Университет имеет мощную партнерскую сеть: шесть сотрудников – действующие председатели комиссий ЕГЭ, университет является площадкой олимпиадного движения. Каждый факультет имеет в активе молодежные квесты профориентационной направленности, проводятся летние профильные смены. Все факультеты реализуют профессиональные пробы «карьерный старт». Это проба на предприятии с выполнением реальной производственной задачи.

Опыт этой работы позволил сделать два важных вывода. Во-первых, оправданным оказалось смещение фокуса работы со старшей школы на среднюю. Если начинать работать со школьниками с 7 класса, есть время приобщить их к университету настолько, что они действительно хотят там учиться. Работа со старшеклассниками дает существенно более низкий результат. Во-вторых, необходимо признать, что все внешние административные программы не приживаются. Поэтому в университете «идут от людей», которые там работают, имеют опыт, желание и талант в работе с детьми. Так появились успешные проекты по математике, физике.

Михаил Глазычев, директор детского морского центра «Каравелла» г. Новосибирска, рассказал об успехах и сложностях в деятельности центра.

«Каравелла» была создана в 1981 году из детского кружка. Девиз центра: «чтоб одним хорошим парнем стало больше на земле» (хотя в центре обучаются не только юноши, но и девушки). В центре реализуются комплексные программы обучения, так или иначе связанные с морским делом: это и морское обучение (в центре есть маломерный учебный флот), изучение уставов, дисциплины, строевая подготовка, стрельба, топография, тактика, гуманитарная подготовка (вальс, история флота, этикет, морские песни). Ученики центра активно участвуют в различных соревнованиях, завоевывают призовые места, получают спортивные разряды. В «Каравелле действует система самоуправления, дети возраста 5-11 класс разделены на экипажи, и ученик 11 класса может иметь опыт управления командой в 100-150 человек.

Статус ФИП – это возможность для организации систематизировать, осмыслить и развить богатый практический опыт. Центр реализует проект по сетевому взаимодействию с вузами, не только военными, но и гражданскими. Профориентационная работа в центре основана на видении, что будет дальше после вуза. Т.е. ученик выбирает не вуз, а будущую деятельность, образ жизни, а уже под это подбирается вуз.

После обсуждения представленных кейсов участники семинара разделились для дискуссионной работы в группах. Задачей было выявление ключевых проблем, требующих инновационых решений.

В результате обсуждения группы обозначили следующие проблемные области:

    Сетевое взаимодействие

    Компетентность педагога

    Определение образовательных результатов

    Обучение управленческих команд

    Инклюзия

    Оценка качества образования

    Компетенции педагога

    Совершенствование финансовых механизмов

В одной группе наиболее значимыми были признаны вопросы компетентности педагога. Программы педагогических вузов безнадежно устарели, неадекватны современным реалиям и требованиям, курсы переподготовки также не обеспечивают необходимый результат. Участники группы назвали два направления для работы с целью изменения такого положения дел. Это изменение законодательства на федеральном уровне и работа «на местах» в рамках самого учреждения. В другой группе в качестве основного обсуждался вопрос образовательных результатов.

Участники семинара показали высокую заинтересованность и вовлеченность, практическая часть была насыщенной и, по мнению, самих участников, очень продуктивной.

Вера Сухих



Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.