Мастер-классы




Практическая часть программы семинара была посвящена обсуждению деятельности трех инновационных площадок. Затем участники разделились на две группы. Одна из них работала над выявлением проблемно-тематического поля, обсуждением возможных моделей инновационной деятельности в этом поле, планируемых результатов от внедрения инноваций. В другой группе участники рассматривали событийный формат работы как эффективный способ индивидуализации образования.

Лысов Сергей Сергеевич, директор ГАУ ДО Тюменской области «Дворец творчества и спорта «Пионер» в докладе «Инновационный образовательный хаб и центр компетенций в сфере технического творчества детей и молодежи» рассказал о редком для нашей страны опыте эффективного межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов для достижения задач организации.Новейшая история учреждения началась десять лет назад, когда после масштабной реконструкции при поддержке правительства области (в 2004 – 2006 годах) дворец открылся в качестве головного подразделения многопрофильного образовательного комплекса, объединившего детские центры эстетического воспитания, технического творчества, экологии и туризма. Наряду с реализацией программ (внешкольного) дополнительного образования «Пионер» стал региональным центром по работе с молодежью и уже в 2009 году получил почетное звание «Лучшего учреждения молодежной политики Российской Федерации».

На базе структурно-территориальных подразделений учреждения на регулярной основе занимается более 5 тысяч детей и молодежи по 96 дополнительным общеразвивающим программам, работают более 160 высококвалифицированных педагогов и тренеров, действуют 80 творческих объединений, 20 областных программ и проектов студенческого творчества, самоуправления, волонтерства и клубных форм по направлениям молодежной политики («Молодая семья», «Дебаты», «КВН», «Интеллект», «Областной поисковый центр», клуб молодых людей с особенностями здоровья «Горизонт» и т.д.). Также проводится около 150 мероприятий с общим охватом участников свыше 200 тысяч человек. Ежегодно около 3 тысяч детей и молодежи (с учетом многоразового подсчета) принимает участие в 130 российских и международных конкурсных мероприятиях, завоевывая свыше 1 300 наград и призовых мест, в том числе более 200 – на международном уровне.

Структуры нового типа – хабы представляют собой новый методический механизм, точку доступа ко всем имеющимся ресурсам по техническому профилю. На базе информационно-образовательного хаба создается центр компетенций и необходимая инфраструктура (и программы, и кадровое, и материальное обеспечение), происходит непрерывное обучение и тиражирование лучших практик. Сейчас хаб по техническому направлению объединяет центр технических видов спорта, центр молодежного инновационного творчества, кванториум, региональный центр «Джуниор скиллс».

Детский технопарк «Кванториум» начал свою работу совсем недавно, 17 октября. Это площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием для обучения детей и подростков по современным общеразвивающим программам естественнонаучного и технического профиля. Они будут решать реальные задачи в областях биоинженерии, нейротехнологий, беспилотной авиации, программирования, робототехники и других. Здесь же ребята смогут выбрать интересную для себя сферу деятельности, так называемый квантум. На первом этапе работы технопарка их будет три: «Промышленный дизайн», «Робоквантум» и «IT-квантум». До конца 2017 года запустят еще «Аэроквантум», «Автоквантум» и «HI-tech цех».

Краюхина Оксана Анатольевна, заместитель директора «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО поделилась опытом моделирования единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Много лет на базе Дома детского творчества действует волонтерское движение, работающее с детьми, которые в силу своей инвалидности находятся дома и имеют очень ограниченные возможности для социализации и простого человеческого общения со сверстниками. Многоуровневая система, основанная на принципах инклюзии и интеграции, позволяет проводить занятия для таких детей на дому по адаптированным программам. Волонтеры проводят мастер-классы, общаются и дружат с подопечными Дома творчества.

Ирина Владимировна Неуймина, первый заместитель директора Дворца творчества и спорта «Пионер», представила уникальный проект Sibsub, зарождение которого произошло в 2009 году на фестивале экстремальных видов спорта. Фестиваль длился в течение месяца, а его организаторы приветствовали любые инициативы подростков и молодежи. Таким образом был найден контакт с лидерами молодежных субкультур. И как следствие – впервые площадка для экстремальных видов спорта была создана на территории образовательного учреждения. С момента ее открытия удалось расширить спектр дисциплин, некоторых подростков с трудными жизненными обстоятельствами провести по пути получения профильного высшего образования и принять в команду уже в качестве тренеров-инструкторов. Ребята даже смогли написать образовательную программу по дополнительному образованию и затем лицензировали ее. При непосредственном активном участии подопечных был создан проект крытого скейт-парка, они сами представили его губернатору. Проект получил финансирование, было найдено подходящее здание, все задуманное было полностью реализовано силами ребят. Сейчас скейтпарк Sibsab ежегодно привлекает огромное количество подростков группы риска, помогая им реализовать себя, стать специалистами и спортсменами самого высокого уровня.

Результаты групповой работы под руководством Анны Якшиной и Елены Осиповой были озвучены на общей заключительной встрече.

В группе Анны Якшиной участники обсудили образ детства, ключевые характеристики образовательного события, познакомились с технологией его проведения. Среди участников группы были педагоги, внедряющие эту технологию в свою работу. Для них важным было подробное обсуждение этапа рефлексии как очевидно западающего в их собственной практике.

Группа по выявлению проблемно-тематического поля выдвинула несколько предложений по развитию самой сети инновационных площадок: внедрить научное сопровождение площадок, кураторство если не для каждой площадки, то хотя бы для кластера с похожей тематикой; развивать сообщество новаторов в образовании; сделать сайт федеральной сети инновационных площадок более дружелюбным к пользователю; после экспертизы заявок и отчетов действующих площадок предоставлять им развернутую обратную связь.

 

Вера Сухих



Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.