Доклад «Результаты анализа эффективных моделей и успешных практик ФИП в сфере общего образования»




Программу семинара «Распространение эффективных моделей и успешных практик федеральных инновационных площадок» на базе федеральной инновационной площадки ГАУ ДО Тюменской области «Дворец творчества и спорта «Пионер» открыла Оксана Савинова.

Начальник управления молодежных и профилактических программ Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области подчеркнула, что дополнительное образование традиционно использует технологии, которые обычно не слишком распространены в основном образовании. Проектная работа разновозрастных коллективов, всевозможные форумы и конференции, форсайт-сессии и другие форматы содержательного взаимодействия создают лучшие возможности для формирования так называемых «софт скиллс» и метапредметных компетенций, которые в современном мире ценятся особенно высоко.

Далее Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», сообщила о задачах и программе мероприятия, представила команду экспертов. В своем докладе она сделала обзор результатов анализа эффективных моделей и успешных практик ФИП.

В приказе № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» описана структура процесса присвоения статуса ФИП. Определение ФИП содержатся в ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». На данный момент в 106 организациях реализуется 111 проектов. В 2016 г. конкурс на получение статуса ФИП не проводился, поэтому сеть сократилась. В 2017 году завершат работу 18 проектов, но уже подано 230 новых заявок. Обычный срок присвоения статуса ФИП – 5 лет.

В группе «Дополнительное образование детей» 31 ФИП, 29 из которых это начинающие площадки, получившие статус только в 2015 году. В группе «Высшее образование» 29 ФИП, три из которых реализуют по два проекта. В группе «Общее образование» 27 ФИП – 26 общеобразовательных и 1 дошкольная организация, проект которой связан с созданием благоприятных условий для развития с ОВЗ.

Задумывая конкурсные проекты, следует помнить, что цель инноваций в образовании – подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновации рождаются на стыке назревшей необходимости и того, что пока кажется невозможным. К сожалению, многие заявки, поступающие на экспертизу, носят псевдоинновационный характер или же не отвечают цели получения стабильных и более высоких результатов.

Елена Александровна обозначила развилки, требующие инновационных решений: между архаикой в содержании образования, методиках, технологиях и современностью, между единообразием и необходимостью создавать индивидуальные траектории развития, между опорой на отметки и необходимостью развивать особенности учеников, между ориентацией на поступление в вуз и стремлением к самореализации.

Инновационные площадки работают на разработку, апробацию и/или внедрение новых технологий, средств обучения; примерных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях; методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий; новых подходов в содержании образования; иных инновационных проектов, направленных на совершенствование системы образования.

Сквозной линией через все группы проектов идет линия работы с детьми с ОВЗ, требующая кропотливой и глубокой работы в связке со специалистами соответствующих профилей.

Актуальные направления работы ФИП в 2016-2017 гг:

  • Модель подготовки работников образования под педагогические профессии будущего.
  • Модели реализации ФГОС на разных уровнях образования в логике индивидуализации.
  • Модели формирования систем оценки качества образования в соответствии с новыми ФГОС.
  • Модели формирования образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС.
  • Модель переговорной площадки для разных участников образовательных отношений как эффективный ресурс развития системы образования.

Были приведены примеры успешных площадок, обозначены название организации, тема и суть проекта.

Также были отмечены проблемные зоны сети инновационных площадок: слабая представленность сферы дошкольного образования; сосредоточенность большинства проектов в административном центре; слабая представленность технологических проектов; отсутствие четко выраженного регионального и муниципального заказа на инновационные программы и методики; трудности с внедрением стандартизированных программ и методик, связанные с неоднородностью населения, социальными и географическими особенностями; сложность оценки реальных эффектов от внедренных инициатив.

В качестве шагов, которые необходимо предпринять с целью развития инновационной деятельности, были названы:

1.Подготовка инновационных проектов ФИП должна носить опережающий и инновационный характер и учитывать основные направления социально-экономического развития регионального, локального уровня и образовательные потребности обучающихся.

2.Инновационные идеи, проекты, дисциплины в содержании образования должны быть рефлексируемы в контексте проблем реформирования системы образования.

3. Подготовка инновационных команд и педагогов должна быть непрерывной и осуществляться одновременно в ходе инновационной деятельности.

4. Формирование и реализация инновационных проектов должны осуществляться при финансовой и административной поддержке, заинтересованности органов исполнительной власти, а также в соответствии с целевыми ориентирами развития образования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В завершение докладчик призвала участников семинара пробовать свои силы в конкурсе на получение статуса федеральной инновационной площадки, делиться интересным и успешным опытом, которого накоплено уже достаточно много в Тюменской области.

Вера Сухих



Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.