ФИП НОУ ДПО ИСДП. Семинар для учителей начальной и основной школы по теме «ТДМ-ТОК как механизмы реализации требований ФГОС НОО».

22 Мая 2017 12:42

В реализации новых стандартов преимущества ТДМ очевидны, а необходимость использования - неоспорима
 
4 апреля 2017 г. на базе МОУ «Медновская СОШ» в форме мастер-класса прошёл обучающий семинар для учителей начальной и основной школы по теме «ТДМ-ТОК (технология деятельностного метода Петерсон Л.Г. и технология обучения каллиграфии Сувориной Е.А.) как механизмы реализации требований ФГОС НОО».
Руководитель семинара – ст.н.с. Института СДП (Москва), зам. директора по НМР МОУ СОШ №38 (проект «Русская школа») Суворина Е.А.
Этот семинар стал частью системы методической работы в школе по реализации ФГОС НОО-ООО на основе ТДМ (технологии деятельностного метода) Петерсон Л.Г.
ТДМ стала неотъемлемой составляющей при подготовке уроков учителями, работающими по новым стандартам, а это 100% коллектива школы. Преимущества ТДМ для учителей школы очевидны, а необходимость использования - неоспорима.
Именно данная технология ориентирована на реализацию современных задач образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, сформировать способности к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В системе методической работы школы по новым стандартам важную роль стали играть различные формы повышения квалификации, само- и взаимообразования учителей.
Так, в 2016 г. 8 педагогов школы прошли курсовую подготовку по теме «Мех­­­а­низмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода», организованную в Калининском р-не Тверской области специалистами Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ.
В текущем учебном году педагоги начальной и основной школы организовали творческую методическую группу «Дидактическая система деятельностного метода обучения».
В марте 2017 года участники творческой группы приняли участие в обучающем семинаре «Типология уроков деятельностной направленности в преподавании русского языка в начальной школе: урок рефлексии» на базе ФИП-СДП-МОУ СОШ №38-ЧУДО «Русская школа» г. Твери.
По итогам работы 2016 – 2017 уч. года и обучающего семинара творческой группой учителей был подготовлен отчёт о проделанной работе, а также подробно проанализированы методические материалы открытого урока русского языка в 3-м классе Русской школы как модели учебного процесса деятельностного типа.
Важным условием перехода на деятельностные технологии обучения является наличие учебных пособий нового поколения – инструментов реализации ФГОС-2. Поэтому учителей школы заинтересовало учебное пособие Петерсон Л.Г., Сувориной Е.А. «Каллиграфия цифр: прописи по математике», написанное на основе двух деятельностных технологий – ТДМ и ТОК (авторская технология обучения каллиграфии).
Автор ТОК Суворина Елена Александровна откликнулась на приглашение педагогов и провела в Медновской школе обучающий семинар в форме мастер-класса. Обсуждение на семинаре возможностей ТДМ-ТОК в контексте требований ФГОС НОО показало заинтересованность учителей и воспитателей в реализации данной технологии. Воспитатели д/с «Родничок» участвовали в работе семинара в рамках сетевого взаимодействия школы с детскими садами.
 
Общие выводы участников мастер-класса были такими. На первый взгляд кажется, что ничего особенного в новой технологии обучения каллиграфии нет. Когда-то давно, около 30 лет назад, в программах педагогических училищ был предмет Чистописание, где студентов обучали правильному письму букв и цифр с помощью опорных точек. А молодые учителя, в свою очередь, учили этому учеников на уроках русского языка. Но только красивое каллиграфическое письмо оставалось недоступным большинству ребят, даже тем, кто был круглым отличником. И сегодня в 1 классе многие дети страшатся прописей и не любят уроков письма. Чего только не придумывают учителя: отдельно прописывают элементы букв по несколько строчек, делают трафареты, чтобы ребёнок мог обводить букву несколько раз, используют ниточку на бархатной бумаге. Но результат остается практически один и тот же – слабые каллиграфические навыки детей.
 
Новое учебное пособие Сувориной Е.А. «Каллиграфия букв» (частая косая линейка), которое Елена Александровна презентовала в форме мастер-класса, раскрывает большие возможности перед учителями не только в плане формирования у детей каллиграфического письма букв, но и в плане формирования различных УУД. На уроках письма в данной технологии ребёнок не просто расставляет по образцу точки-опоры, а учится строить логические рассуждения, анализирует контур буквы, применяет и преобразовывает знаки и символы, использует речевые средства, овладевает устной речью, видит ошибки и умеет осознанно их исправлять, у него развивается воображение и пространственное мышление. В обучении по прописям «Каллиграфия букв» опорные точки становятся «волшебными», помогают ребёнку быстро и без проблем овладеть навыками письма. В процессе обучения письму учащиеся становятся успешными, поэтому обучение происходит с удовольствием. В чем и убедились участники мастер-класса, когда побывали в роли учеников, очень быстро научились каллиграфически писать новую незнакомую букву (это была грузинская буква ган) и даже составили алгоритм написания этой буквы!
 
Работу по ТДМ-ТОК и прописям «Каллиграфия цифр» педагоги МОУ «Медновская СОШ» планируют начать уже в 2017 - 2018 уч. году в 1-х классах. И с нетерпением будут ждать выхода в печать нового учебного пособия «Каллиграфия букв»!
 
Заместитель директора по НМР МОУ «Медновская СОШ»
Бабич Наталья Романовна
Заместитель директора по УВР МОУ «Медновская СОШ»
Щеглова Ирина Алексеевна
 


все новости






Тема: Комета | Небо
© 2010.
Институт образовательной политики "Эврика".
Все права защищены.